Комплексное решение для перевода на ВУТ
combustion_1_100Впервые!
ООО "Амальтеа-Сервис" предлагает комплексное решение, включающее услуги и оборудование, необходимые для модернизации угольных котельных мощностью от 1МВт до 8..10МВт
Данное решение включает в себя:
Подробнее...

Белово-Новосибирск

Углепровод Белово-Новосибирск

Начиная с 1989 г в СССР началась эксплуатация углепровода протяжённостью 262 км Белово-Новосибирск. В рамках проекта были построены производство ВУТ в Белово, углепровод протяжённостью 262 км для его транспортировки. Сжигание ВУТ производилось на Новосибирской ТЭЦ-5. 

 

 

Проект преследовал следующие цели:

 

  • Отработка возможности транспортировки угля по углепроводу.
  • Отработка режимов горения водоугольного топлива в энергетических котлах Новосибирской ТЭЦ-5 и др.
Проект был планово убыточным, в связи с чем в 1993 году прекратил своё существование. Возобновления проекта не последовало в связи с чрезвычайно низкой ценой ценой на основной энергоресурс - газ.
В рамках проекта было отработано множество задач и получен занчительный практический опыт по применению ВУС. Одновременно пришлось столкнуться и с рядом технических трудностей, которые впоследствии были успешно решены. Прежде всего это износ форсунок: на начальном этапе первые образцы успешно функционировали не более 40..50 часов. Однако позже были приняты меры по изменению геометрии форсунок и отработке необходимых материалов, в результате чего удалось достичь износа форсунок до 1000...1500 часов (см.видео ниже).
Также пришлось столкнуться с проблемами функционирования трубопровода. Было показано, что без специальных мер трубопровод не может функционировать через 20..30 суток простоя. Один из основных поводов, по которому эксплуатация трубопровода прекратилась было его замерзание на одном из участков. Учитывая плановую убыточность проекта, а также экономическую ситуацию в стране, возобновления работы проекта не последовало.

 

Ниже приведена характеристика различных элементов, реализованных в проекте углепровода. Для иллюстрации приведены фрагменты фильма, снятого по результатам работы углепровода. Фильм предоставлен Делягиным Г.Н.

 

 

Приготовление ВУТ в Белово
Приготовление ВУТ в Белово

  • Водоугольное топливо может быть приготовлено из углей практически любых марок: от длинно-пламенных и газовых до слабоспекающихся и даже антрацитов.
  • Водоугольное топливо может быть изготовлено из бурых углей марок Б3 и Б2, а также Б1.
  • Для приготовления ВУТ может быть использована речная вода, канализационные стоки, вода угольно-шахтных предприятий и промышленные отходы.

 

Хранение ВУТ в Белово в ёмкостях 5тыс.куб.м
Хранение ВУТ в Белово в ёмкостях 5тыс.куб.м

 

 

  •  В Белово ВУТ хранилось в ёмкостях 5000куб.м.
  • За время работы углепровода в Новосибирскую ТЭЦ-5 было отправлено до 300 тыс.т ВУТ.

 

 
Хранение ВУТ в Нововсибирске
Хранение ВУТ в Нововсибирске
  •  Около ТЭЦ-5 ВУТ хранилось в двух ёмкостях по 20 тыс.куб.
  • Ёмкости снабжены внешней системой обогрева для того, чтобы ВУТ не замерзало.

 
Устройство форсунок на ТЭЦ-5
Устройство форсунок на ТЭЦ-5
  • На ТЭЦ-5 на ВУТ переведено четыре котла по 670 т.пара в час.
  • Котлоагрегаты по-прежнему могут работать на угольной пыли, мазуте и газе.
  • Топки котлов модернизации не подвергались. Для использования ВУТ установлены угловые горелки.
  • На Новосибирской ТЭЦ-5 решён вопрос износа форсунок:они проработали около 1000 часов без следов видимого износа.
  • Зола, получающаяся от сжигания ВУТ, удалялась системами гидрозолоудаления.
  • Содержание горючих в золе не превышало 4..5%

 
Интервью Гл.Инженера ТЭЦ-5
Интервью Гл.Инженера ТЭЦ-5
 

 

В фильме также уделено внимание описанию механизма горения ВУТ.

 
Механизм горения ВУТ
Механизм горения ВУТ
  • Горение ВУТ начинается ещё до полного испарения воды из частиц топлива.
  • Вода, входящая в состав ВУТ разлагается на ионы, в результате горение ВУТ сопровождается гетерогенной реакицей, в которой компоненты воды выступают в роли окислителя.

 

 
Сравнение с пылеугольным сжиганием
Сравнение с пылеугольным сжиганием